Изучаем ФОП дошкольного образования
Вступила в силу Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028).
Федеральная образовательная программа
дошкольного образования
В соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.62 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024), приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 утверждена новая федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП ДО) определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад.
ФОП ДО заменила примерную основную образовательную программу дошкольного образования с 1 сентября 2023 года.
ФОП ДО вместе с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования стал основой для разработки и утверждения образовательных программ в детском саду.
ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Раздел | Содержание |
Целевой | 1. Пояснительная записка: · цели и задачи; · принципы и подходы к формированию программы. 2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров. 3. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов |
Содержательный | 1. Задачи и содержание образовательной деятельность по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп. 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП. 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 4. Способы и направления поддержки детской инициативы. 5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. 6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. 7. Федеральная рабочая программа воспитания: · пояснительная записка; · целевой раздел; · содержательный раздел; · организационный раздел |
Организационный | 1. Описание условий реализации программы: · психолого-педагогические условия; · особенности организации РППС; · материально-техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; · примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП; · кадровые условия. 2. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. 3. Федеральный календарный план воспитательной работы |
Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Памятка для родителей о внедрении ФОП ДО
Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2023 № 399-Р
Приказ Министерства Просвещения РФ от 08.11.2022 № 955
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Организация использует следующие федеральные государственные образовательные стандарды:
Федеральные государственные образовательные стандарты
План график ФГОС.
Организация использует следующие федеральные государственные образовательные стандарты: (перечень полных наименований стандартов, являющихся прямыми ссылками на файлы(.pdf), размещенные на этом сайте или на официальном сайте Минпросвещения России)
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (посмотреть)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155" (https://rg.ru/2019/02/18/minprosvescheniya-prikaz-31-site-dok.html)
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Фе дерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С чем связано введение ФГОС ДО?
введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартах» рамках.
Для кого написан ФГОС ДО, с какой целью?
ФГОС ДО написан для всех участников образовательных отношений (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятный условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организованных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Какие новые требования ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску. использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.